ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич (8.2.1928, город
Павловский Посад Московской области), российский киноактер. Народный
артист СССР (1974). Лауреат премии «Золотой Витязь» (1993) и премии
президента России на фестивале «Кинотавр» (1998) за творческую
карьеру. В 1950 году окончил ВГИК (мастерская Б.В.Бибикова и
О.И.Пыжовой). Впервые снялся в кино еще студентом, сыграв Володю
Осьмухина в фильме «Молодая
гвардия» (1948). Романтически-героический пафос был присущ и
ряду других его ролей («ЧП - Чрезвычайное происшествие» и «Майские
звезды», 1959; «Жажда», 1960; «На семи ветрах», 1962;
«Оптимистическая трагедия», 1963). Но в близкой по тематике ленте
«Мичман Панин» (1960) Тихонов, играя героя, вынужденного вести
двойную жизнь, использовал также приемы театрализации, подчеркнуто
выраженного перевоплощения. Хотя еще в картине «Дело
было в Пенькове» (1958) актер должен был прибегнуть к
лирико-комедийным краскам в создании образа лихого деревенского
парня, меняющегося под влиянием любви. В дальнейшем Тихонову редко
доводилось исполнять характерные роли - в экранизациях («Семейное
счастье» и «Карусель», 1970; «Егор
Булычов и другие», 1973; «Убить Дракона», 1988; «Милый
друг давно забытых лет...», 1996) или отдельных фильмах («Утомленные
солнцем», 1994).
Но ведь и его самый знаменитый образ
Штирлица-Исаева в телесериале «Семнадцать
мгновений весны» (1973, Государственная премия РСФСР, 1976)
построен именно по принципу перевоплощения, двойной игры,
своеобразного маскарада, несмотря на серьезность и даже
документированную достоверность событий в Германии весной 1945 года.
Культовый статус этого произведения в целом и его главного героя в
частности возник в немалой степени благодаря двойственности
существования разведчика в ставке врага, когда он вынужден
притворяться вовсе не тем, кем является на самом деле. Однако другие
попытки использования актера в политических детективах (сериалы
«Диалог», 1978, «ТАСС уполномочен заявить...», 1984; фильм
«Европейская история», 1984) оказались менее удачными. Снялся также
в роли чекиста, майора Млынского, в военно-партизанской трилогии
«Фронт без флангов» (1975, Золотая медаль имени А.П.Довженко),
«Фронт за линией фронта» (1978, премия Ленинского комсомола, 1979) и
«Фронт в тылу врага» (1982). Более убедительным был драматический
образ простого солдата Стрельцова в ленте «Они
сражались за родину» (1975).
Иной гранью
актерского мастерства Тихонова является его умение быть
интеллигентным и духовно значительным на экране - в картинах «Война и мир»
(1965-67), «Доживем
до понедельника» (1968, Государственная премия СССР, 1970), «Белый
Бим Черное ухо», 1977, Ленинская премия, 1980). К сожалению,
осталась практически не востребованной заявленная в фильме «Дело
было в Пенькове» и невнятно прозвучавшая в некоторых других лентах
(например, «Доживем до понедельника» и «Семнадцать мгновений весны»)
лирическая тема в творчестве одного из самых привлекательных актеров
с точки зрения отечественных зрителей. Более явно она присутствовала
только в телефильме «Городские подробности» (1989, киновариант -
«Любовь с привилегиями»).
(С.Кудрявцев, 14.12.1999)
Вячеслав Тихонов снимался в фильмах:
- Молодая гвардия (1948)
- В мирные дни (1950)
- Тарас Шевченко (1951)
- Максимка (1952)
- Сердце бьется вновь (1956)
- Дело было в Пенькове (1957)
- ЧП. Чрезвычайное происшествие (1958)
- Жажда (1959)
- Майские звезды (1959)
- Мичман Панин (1960)
- Две жизни (1961)
- На семи ветрах (1962)
- Оптимистическая трагедия (1963)
- <Война и мир (1965-67)
- Доживем до понедельника (1968)
- Семейное счастье (1969)
- Карусель (1970)
- Егор Булычев и другие (1971)
- Человек с другой стороны (1971)
- Семнадцать мгновений весны (1973)
- Фронт без флангов (1974)
- Они сражались за Родину (1975)
- Повесть о человеческом сердце (1975)
- ... И другие официальные лица (1976)
- Белый Бим Черное ухо (1977)
- Фронт за линией фронта (1977)
- Отпуск за свой счет (1981)
- Фронт в тылу врага (1981)
- Однолюбы (1982)
- Европейская история (1984)
- ТАСС уполномочен заявить... (1984)
- Апелляция (1987)
- Убить дракона (1988)
- Любовь с привилегиями (1989)
- Призраки зеленой комнаты (1991)
- Бесы (Николай Ставрогин) (1992)
- Кодекс бесчестия (1993)
- Несравненная (1993)
- Провинциальный бенефис (1993)
- Бульварный роман (1994)
- Утомленные солнцем (1994)
- Авантюра (1995)
- Милый друг давно забытых лет... (1996)
- Сочинение ко Дню Победы (1998?)
- Зал ожидания (1998)
|