СССР CCСР - БИБЛИОТЕКА - Владимир Прокопьев "Великий актер уходящей эпохи"

На главную страницу



Владимир Прокопьев

"Великий актер уходящей эпохи"

Hosted by uCoz
Вячеслав Тихонов

В первые послевоенные годы у нас в школе N 27, что в Челябинске рядом с Колющенским переездом, был самодельный актовый зал. Его устроили, убрав перегородки в нескольких классах. Здесь проходили линейки и концерты, сборы и встречи. Здесь же состоялись наши первые и самые незабываемые встречи с та-инственным миром кино. Встречи, когда каждый фильм становился событием.

От руки чернилами написанная афиша. У одной из стенок - киноустановка. Здесь же станок для перемотки пленки. Мы усаживались прямо на полу. И начиналось чудо кино. После окончания первой части фильма включался свет, а мы терпеливо ждали, пока поставят другую кассету. Если это затягивалось, то поднимался всеобщий свист и шум, перемежаемый традиционным "механика на мыло". Мы, первоклашки, мокрые как кутята от жары и духоты, ждали, когда же угомонится этот шум и вновь зажжется экран. Так мы смотрели "Броненосца "Потемки- на" и "Котовского", "Чапаева" и "Мо- лодую гвардию". До сих пор в памяти сохранилась атмосфера тех киновстреч.

ак играл Тихонов Ваню Осьмухина в "Молодой гвардии", я не помню. А вот его роль офицера Горелова в фильме "Максимка" запомнил хорошо. Это был один из первых цветных фильмов. Фильм великолепно поставленный. Как известно, в детстве у мальчишек все делятся на "наших" и "чужих". Так вот, отличить "своего" от "чужого" в том фильме не составляло труда - настолько ярко и достоверно играли актеры, и среди них Тихонов.

К сожалению, последующие роли актера получились одноплановыми. Тихонов был недоволен: "Может, красивые летчики да моряки и есть мое амплуа, предел моих творческих возможностей?"

Именно в такой момент творческих сомнений ему и позвонил однокурсник по ВГИК, режиссер Станислав Ростоцкий, предложивший Вячеславу роль Матвея Морозова в фильме "Дело было в Пенькове" - роль, ставшую впоследствии этапной для Тихонова.

За ней последовали роли матроса Райского в фильме "Чрезвычайное происшествие", мичмана Панина в одноименной ленте, князя Нащокина ("Две жизни"), капитана Суздалева ("На семи ветрах"), Алексея ("Оптимистическая трагедия"). Об этих образах, созданных актером, спорили и мы, рядовые зрители, и маститые кинокритики. Каждая из них стала событием. С.Ростоцкий говорил: "Я знаю, что и сам Тихонов считает роль Матвея переломной в своей актерской судьбе. Не скрою, мне приятно с этим согласиться, хотя я уверен, что рано или поздно, не в этом фильме так в другом, Тихонов неизбежно пережил бы свое второе рождение".

Актер Всеволод Санаев вспоминал после съемок "Оптимистической трагедии": "С Тихоновым приятно работать. Популярность не вскружила ему голову, он ее не замечает, продолжает трудиться, делать свое актерское дело".

Каждая новая роль для Тихонова - это терзания и сомнения. Даже после шумного успеха в "Оптимистической трагедии", когда ему позвонил Сергей Бондарчук с предложением сниматься в "Войне и мире", актер опять засомневался, стоит ли ему браться за роль князя Андрея.

"... С именем Бондарчука связана самая трудная для меня работа в кинематографе - над образом Андрея Болконского, - говорил В.Тихонов. - Роли этой было отдано четыре года жизни. Потребовался, без всякого преувеличения, колоссальный труд".

Те, кто помнят выход на экраны "Войны и мира", громадные очереди в кинотеатры и жаркие споры, не забыли, что мнения по поводу роли Андрея Бол- конского разделились. Часть зрителей принимала тихоновский образ князя, другие были резко против.

Тихонов был разочарован результатом работы. Окончательно и бесповоротно решил уйти из кино. Вновь его выручил Ростоцкий, буквально заставивший Тихонова играть в фильме "Доживем до понедельника". И вновь пришел успех.

Содружество Тихонова с Ростоцким продолжается более сорока лет. И всегда - попадание в "десятку".

За роль Ивана Ивановича в фильме "Белый Бим Черное ухо" Вячеслав Тихонов был удостоен Ленинской премии. Ему были присвоены многие почетные звания.

Но, как известно, не менее почетные звания носят и многие другие. Да вот беда - народ их не знает. Тихонова же знают и стар и млад. Чего стоит только одна его роль Штирлица! Неизвестно, пришла бы такая слава к "Семнадцати мгновениям...", если бы эту роль играл не Тихонов.

Истинно народный актер, Тихонов, как Антей набирал силу у родной земли. Но одновременно он и великий актер уходящей эпохи. И если кто-то лет этак через двести захочет узнать, чем же мы жили, о чем думали и спорили, то ему достаточно будет посмотреть фильмы с участием Вячеслава Тихонова.

Владимир ПРОКОПЬЕВ.