РОЖДЕННЫМ В СССР ПОСВЯЩАЕТСЯ
Если Вы хотите разместить здесь ссылку на свой ресурс по данной теме - пишите нам.
Мозаичная карта СССР из ювелирно-поделочных камней
(уникальный памятник советского камнерезного декоративно-прикладного искусства конца 30-х годов 20 века; экспонируется в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее имени академика Ф.Н. Чернышева) Карта представляет собой мозаичное панно размером 5910 х 4500 мм, площадью 26.6 кв. м, состоящее из 98 основных секций, членение которых произведено по линиям параллелей и меридианов с шагом в 10 градусов. С помощью винтовых соединений секции закреплены на каркасе, состоящем из 27 дюралюминиевых тюбингов. Вес карты – 3 500 кг. Панно выполнено в технике флорентийской (территория СССР) и русской (территории зарубежных стран и акватории) мозаики. Набор, состоящий из более чем 45 000 пластин цветного камня толщиной 6 мм, наклеен на текстолитовую основу, толщина которой составляет 20 мм. Мозаика точно воспроизводит физико-географическую карту страны, ее цветовая гамма отвечает принятым для географических карт нормам обозначения высот над уровнем моря. Для изображения рельефа были использованы пестроцветные и однотонные яшмы, лазурит, кахолонг, орлец (родонит); отдельные низменные участки и речные долины выполнены из амазонита; акватории и гидросеть – из забайкальского и памирского лазурита; снежные вершины Кавказа и Тянь-Шаня – из благородного опала; Северный морской путь от Мурманска до Владивостока обозначен 630 ограненными аквамаринами в серебряной оправе; полярные станции – выпуклыми 15-мм серебряными звездами с ограненными (алмазная грань) фенакитами и топазами в центрах; каналы – линиями из аквамаринов; красный флаг на Северном полюсе выполнен из искусственных рубинов, а складки на нем – из альмандинов; дрейф полярной станции «Северный полюс – 1» показан крупными (12 х 7 мм) топазами и фенакитами, а его начальный и конечный пункты – крупными ажурными серебряными звездами с ограненными кристаллами горного хрусталя в центрах; города и населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами различного размера; названия столиц союзных республик (высотой 20 мм) первоначально были выполнены из натуральных ограненных изумрудов (огранка типа «каре»); Москва была обозначена 50-мм рубиновой звездой в позолоченной серебряной оправе, серп и молот в центре звезды украшали 17 ограненных алмазов в виде «искр», а надпись «Москва» (высотой 25 мм) была выполнена из искусственных рубинов; надпись «Ленинград» - из александритов; линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия – из платинированного серебра. Государственная граница СССР первоначально обозначалась двойной (родонит и сургучная яшма) полосой, которая во время реставрации 1948 г. была заменена широкой четырехслойной (три слоя родонита и один – сургучной яшмы); границы союзных республик обозначены двойной линией ограненных рубинов в серебряной оправе. Территории зарубежных государств выполнены в виде цветных пятен, оконтуренных линиями государственных границ (узкая двойная полоса из сургучной яшмы и орлеца). Необходимость отражения на Карте грандиозных достижений социализма в СССР за 20 лет Советской власти потребовала разработки системы дополнительных условных обозначений для промышленных объектов, месторождений полезных ископаемых, предприятий различных видов промышленности и т.д. Для этой цели были использованы альмандины (электростанции и строительные предприятия); аметисты (текстильная и кожевенная промышленность); горный хрусталь (бумажная промышленность); дымчатый кварц /золотистый топаз/ (предприятия по переработке животного и растительного сырья, трубопроводы); изумруды (лесная и деревообрабатывающая промышленность); лунный камень (химическая промышленность); синтетические рубины (черная и цветная металлургия, топливная промышленность, машиностроение). Камни были оправлены в серебряные касты по всем канонам ювелирного искусства. Яшмовыми вставками были обозначены месторождения строительных и неметаллических полезных ископаемых, угля, нефти, поваренной соли, железа, меди, никеля, апатитов, полиметаллов, бокситов, марганца, золота, олова, горючих сланцев, платины. Поскольку идустриализация СССР в эти годы осуществлялась в значительной мере силами заключенных, то, по сути дела, на Карте оказались нанесены практически все концентрационные лагеря. Идея создания Карты принадлежала Г.К. Орджоникидзе; комитетом выставки была создана специальная группа из географов, экономистов, инженеров. Работа над созданием Карты была начата 3 мая 1936 г. Макет Карты был выполнен на 2-ой Московской картографической фабрике. Разработка конструкций алюминиевого каркаса и его изготовление осуществлялось специалистами Московского завода опытных конструкций во главе с инженером И.Л. Головиным, предложившим также использование текстолита в качестве основы для каменной мозаики. Художественная разработка проекта принадлежит руководителю мозаичного отдела Академии художеств Я.А. Фролову и художникам П.А. Скворцову и А.З. Данилочкиной. Последняя непосредственно осуществляла подбор камней для мозаики, приступив к этой работе 21 ноября 1936 г. Изготовление Карты было поручено Тресту «Русские самоцветы» Наркомата местной промышленности РСФСР. Работы производились на Ленинградском заводе по обработке камней-самоцветов (ОКС № 2) (набор мозаики, огранка камней и вся ювелирная работа), Свердловской гранильной фабрике (резка пластин для набора мозаики и огранка камней) и Петергофском заводе технических камней (резка пластин для мозаики). В конце 1936 г., в разгар работы над Картой, было принято решение представить ее на Всемирную выставку в Париже. До открытия выставки оставалось всего пять месяцев, и сроки изготовления Карты были сокращены на полгода. В Ленинград срочно были командированы большие группы мастеров-камнерезов из Свердловска и Петергофа. Только набором мозаики было занято 150 человек, всего же в изготовлении Карты участвовало 667 человек, все это время рабочие находились на казарменном положении. В середине апреля 1937 г. работы были завершены. Лев Кассиль, присутствовавший при ее пробном монтаже в Москве, опубликовал большую статью о Карте, «равной которой нет и не было в мире». 24 мая 1937 г. под девизом «Искусство и техника в современной жизни» открылась Всемирная выставка в Париже. Карта под названием «Индустрия социализма» экспонировалась в первом зале советского павильона, посвященном Конституции СССР, и заслужила немало восторженных отзывов посетителей. Решением жюри выставки Карта, также как и скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», были награждены дипломом «Гран-при». Этот успех предопределил дальнейшую судьбу Карты: было решено демонстрировать ее и на Всемирной выставке в Нью-Йорке, тем более, что выставка «Индустрия социализма», для которой она создавалась и где должна была послужить «как бы введением к развернутому показу отдельных строек, заводов и городов», в 1937 г. не состоялась. Однако «успехи индустриализации» в 1937-1938 гг., в результате которых в стране появились новые города и промышленные объекты, требовали внесение дополнений в нагрузку Карты. Кроме того, в феврале 1938 г. завершился дрейф полярной станции «Северный полюс-1», что рассматривалось как крупнейшее достижение Советской науки, как «завоевание» и «покорение» Северного полюса. Работы по реконструкции Карты были поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы». В период подготовки Карты к Нью-Йоркской выставке на нее было нанесено дополнительно около 1000 новых обозначений промышленных объектов, а все надписи были переведены на английский язык. Кроме того, чтобы показать маршрут экспедиции Папанина, пришлось надстроить верхнюю часть Карты на 750 мм, что значительно увеличило ее площадью При этом нарушилось композиционное равновесие – произошло «сползание» основного декоративного пятна вниз. Такая дисгармония компенсировалась чисто художественными средствами: в нарушение географических канонов – усилением тона с увеличением глубины морей, северная часть Ледовитого океана была набрана постепенно светлеющим лазуритом, что стало трактоваться как изображение ледяных торосов. Открытие Всемирной выставки в Нью-Йорке состоялось 30 апреля 1939 г.; павильон СССР был открыт для посетителей 17 мая. В корреспонденциях из Нью-Йорка среди наиболее привлекательных экспонатов часто упоминалась и мозаичная карта. 23 апреля 1940 г. состоялась приемка Карты комиссией Комитета по делам искусств при СНК СССР от администрации советского раздела Международной выставки. Перечисленные в акте передачи повреждения требовали проведения реставрационных работ. Кроме того, требовалось и частичное изменение мозаичного набора в связи с появлением в составе СССР новых республик (аннексия Прибалтийских государств, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бесарабии) и изменением в результате Советско-Финской войны положения границы между этими государствами. Работы по реставрации и реконструкции Карты вновь были поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы». При реконструкции на экспликацию, располагавшуюся в левом нижнем углу Карты (секция 79), была нанесена информация о демонстрации Карты на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке и дата реконструкции (1941 г.). В 1946 г. Карта была передана в Эрмитаж; экспозиционный план музея предусматривал превращение Большого тронного (Георгиевского) зала Зимнего Дворца в зал Советского Союза, при этом на тронном подиуме устанавливалась мозаичная Карта СССР, а над 16 парами беломраморных колонн должны были разместиться 16 мозаичных гербов (СССР и 15 Союзных республик). Карта индустриализации не отвечала парадно-торжественному характеру задуманной экспозиции, а показ всех индустриальных объектов воспринимался как «пособие для шпионов». Поэтом при проведении реставрационных работ было решено восстановить карту как политико-административную. Работы, проводившиеся с сентября 1947 г. по апрель 1948 г., были поручены 240-ому Художественному ремесленному училищу. В работу одновременно передавались 5-6 секций, с которых предварительно снималась вся экономическая нагрузка. На карту были нанесены около 500 названий населенных пунктов и их обозначения в виде пятиконечных позолоченных звезд с синтетическими рубинами. Были изменены обозначения государственной границы СССР, сняты границы между зарубежными государствами, а контуры последних – «размыты». Значительные изменения были внесены в таблицу условных обозначений, а сама таблица – перенесена в левый нижний угол карты (секции 71, 79) на место экспликации, которая была снята и в дальнейшем не экспонировалась. Карта была установлена на тронном подиуме Георгиевского зала и 28 апреля 1948 г. актом № 366 принята от Отдела истории русской культуры под постоянную охрану; открытие зала состоялось 2 мая 1948 г. Карта экспонировалась в Эрмитаже до 1982 г. В течение этого времени проводились лишь профилактические реставрационные работы и вносились отдельные изменения, связанные с переименованием (Сталинград – Волгоград) или возникновением новых (Целиноград) городов. В 1982 г. в связи с капитальным ремонтом Георгиевского зала Карта была демонтирована, а 8 апреля 1988 г. передана в ЦНИГР музей. Перед установкой карты в ЦНИГР музее с октября 1988 г. по июнь 1989 г. проводились реставрационные работы по воссозданию ее экспозиционного состояния. В связи с плохим состоянием набора на таблице условных обозначений (сильно потемневший кахолонг с многочисленными отверстиями), весь набор, за исключением пейзажа, был выполнен из нового материала и перенесен на отдельную основу из алюминиевого листа толщиной 5 мм. Кроме того, был отреставрирован и экспонируется герб СССР. Остальные 11 гербов Союзных республик реставрации не подвергались. Проект оформления Карты гербами Союзных республик по различным причинам не был осуществлен. Было изготовлено лишь 11 гербов, которые экспонировались в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Гербы Прибалтийских республик и Молдавии так и не были выполнены в камне. Имевшиеся в наличии 11 гербов практически в течение всего времени своего существования хранились в запасниках без соблюдения установленных норм; реставрационные работы не проводились. Несмотря на обилие, как правило, восторженных газетных публикаций и упоминания в таких изданиях, как «История русского искусства» или «Советское декоративное искусство, 1917-1945 гг.», история памятника практически не исследовалась. Встречающиеся в литературе описания Карты повторяют таковое, приводимое в книге А.Е. Ферсмана и относящееся к 1941 г. Алексей Рюрикович Соколов
|
В РАЗДЕЛ ФОТО АРХИВ "Искусство"